МКУ «ЦБС Малгобекского муниципального района»

Республики Ингушетия

Доступная среда.
Для многих социально незащищенных людей книга является окном в большой мир, другом, советчиком, и врачом. В недавнем прошлом читателям нашей библиотеки были доступны только традиционные печатные издания. Теперь же в библиотеке  для особых читателей, с пониженным слухом и ухудшенным зрением, у нас имеются журналы и книги современных российских и зарубежных авторов, со шрифтом Брайля. Каждый читатель, с ограниченными возможностями здоровья, может воспользоваться этой литературой, взяв книгу на дом, или же почитать  в уютном читальном зале библиотеки.   
                                      
  Список   литературы   шрифтом   Брайля
1.Андрич, И.  Травницкая  хроника. Консульские времена: роман /Иво Андрич; 
       пер. с сербско-хорват. - Москва: Репро, 2010.
2.Баранова С. В.  Укрепление организма: в 2-х кн. /С.В. Баранова. - Санкт-Петербург: ИПО "Чтение" ВОС, 2009.
3.Борщенко,  И. А. Система "Умный позвоночник": в 3 кн. /Игорь Борщенко. - Санкт-Петербург: "Чтение" ВОС, 2012. 
4.Лагерлеф, Сельма. Перстень Левеншельдов  /С. Лагерлеф - М.: Репро, 2001. 
5.Лапшин, А. И.  Дверь в стене: повесть /А.И. Лапшин. - М.: ИПТК "Логос" ВОС, 2004.  - Авт. незрячий.
6.Рудницкая, Л.  Лечение и профилактика суставных заболеваний: в 3-х книгах /Л. Рудницкая. - Санкт-Петербург: ИПО "Чтение" ВОС, 2012
7.Салиас, Е. А.  Пугачевцы. Роман. В  19 кн. /Салиас де Турнемир  Е. А. - М.: Репро, 2001. 
8.Шульгин, В. В.   Дни  /В. В. Шульгин. - М.:  Репро,  1993. - 11 кн.
9.Знания («Призыва»): научно- популярный альманах. -   2011.- №4. В 3-х  кн. 
           Санкт-Петербург: ИПО "Чтение" ВОС, 2012.
10.История и личность: приложение к журналу «литературные чтения».
№2 – 2011.В 4-х кн. 
11.Поэзия. Альманах:  приложение к журналу «Литературные  чтения» №1 - 2011.- Санкт-Петербург: ИПО "Чтение" ВОС, 2011.
12.Поэзия.  Альманах:  приложение к журналу «Литературные  чтения» №3.- 2011.-Санкт-Петербург: ИПО "Чтение" ВОС, 2011.
13.Поэзия.  Альманах: приложение к журналу «Литературные чтения» № 2.- 2012.- Санкт-Петербург: ИПО "Чтение" ВОС, 2012.
14.Компьютерные технологии. Альманах.  №2. - 2010.  В 4-х  книгах. - Санкт-Петербург: ИПО "Чтение" ВОС, 2010.
 
 
Немного истории.       Волшебные точки Луи Брайля
Брайль
В этом году исполнилось 210 лет со дня рождения Луи Брайля. Это имя свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального       рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.
Родился  Луи  4 января 1809 года в семье  ремесленника Симона Рене Брайля  в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз, в который впоследствии попала инфекция, в результате воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.
Но отец решил развивать мальчика, сделав для него специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой, учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решили отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.  И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган.  А в 16 лет способный юноша получил оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. 
Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.
С 12 лет Луи Брайль начал свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи. В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.
Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.
 
Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.
Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Чтобы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.
Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко, ослепший в 6 лет, который был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину под названием «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.
О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.
Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.
Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.
В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года.  
В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.  А в 1878 году на Всемирном Конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.
В нашей библиотеке  есть   книги со шрифтом Брайля, надеемся, они  найдут своего читателя.